четверг, 20 января 2011 г.

Елочки зеленые

Жилищная архитектура нашего города была  по - хрущевски авангардной. На гладких стенах только оконные проемы,  и толстые межпанельные швы.  Зимой запасливые  граждане устраивали  за окном ледник. Умельцы привешивали маленькие на манер французских балкончики,  не умельцы с  эстетическим чувством – сумочки, а все прочие не умельцы –сетчатые авоськи.  Вывешивали, и, кажется, забывали до весны.  Авоськи приманивали синиц, ведь основным содержимым авосек было сало. Идти домой из школы,само по себе приятное занятие.  Конечно, все замечаешь и всему искренне радуешься, потому что на душе  хорошо, свободно и солнышко, и морозе.  Синички висят на авоськах и стучат-стучат как заведенные. С приближением Нового Года там же под окнами появлялись туго спеленатые елки . Чем больше елок на фасадах, тем ближе Новый год. Кое где на оконных стеклах уже  приклеили ажурные снежинки, виртуозно вырезанные из бумажных салфеток,уже совсем скоро нарисуют гуашью аутентичных дедов морозов, заек, белочек и сугробы. Проходит несколько дней и елки теперь выглядывают из окон. Днем мерцают таинственно, пускают солнечные зайчики, а по ночам восторженно светятся цветными огоньками.
        Сходить за елкой на елочный базар – событие. Елку выбирали не спеша, внимательно осматривали со всех сторон, оценивалали стройность и пушистость.Несешь ее домой,она колется и очень ароматно, густо, даже осязаемо как-то пахнет. Люди идущие на встречу  улыбаются, кто-то даже скажет что-нибудь одобрительное.
     Традиция украшать елку в каждой семье была своя. Моя мама с начала распределяла огоньки гирлянды, тщательно маскируя проводки, затем  надевала макушку. Шары и сосульки вешала, с архитектурной точностью, равномерно по кроне. У мамы были свои маленькие секреты, например естественные проплешины в еловых лапах компенсировались длиной нитки, и тогда шарики сидели как атомы в молекуле и составляли структурную основу композиции . Когда  композиция была заложена- меня пускали развешивать игрушечную мелочь -  орешки, баклажанчики, лимончики. Завершал процесс волшебный дождик. Концы его крепили  под макушку и долго раскладывали серебристые нити так, чтобы они ниспадали красивыми волнами. Картонные звезды ,животные и бумажные флажки распределялись на нижних ветвях и завершали композицию.
Анна Матвеевна тоже считала таинство  наряжать елку -очень ответственным делом. Добывать правильную елку всегда поручалось Василию Александровичу. Елка всегда была высокой и стройной. Самые крупные шары вешались ближе к стволу по всей высоте дерева.  Потом ,выбираясь из глубины, игрушечки делались все мельче и мельче и на самых кончиках еловых пальцев висели совсем  крошечные шарики. Старинные человечки из ваты и стеклянные персонажи прятались в  ветвях, и их полагалось отыскивать. Венчали все это феерическое богатство нити стеклянных бус, а дождик если и был ,то он просто стекал по веточкам как тоненькие струйки воды.
 Я хотела стать взрослой и одной из ступеней взросления, как мне тогда казалось, была возможность купить и нарядить елку самой. Если измерять мою взрослость елками, то она наступила к тринадцати годам. А если мерить ее собаками – то к одиннадцати. Но кое по каким единицам отсчета,  я так и не могу с уверенностью сказать - повзрослела.

вторник, 4 января 2011 г.

Они создали этот мир по образу и подобию

Анна Матвеевна писала научные статьи о древне - русской архитектуре, а Василий Александрович писал картины, на которых неизменно присутствовала сама Анна Матвеевна, или дом, в котором она жила или маленькая или подросшая дочь Аня.
 Анна Матвеевна была по образованию архитектор, но не проектировала новые дома, а спасала старые. Вместе с единомышленниками ездила на обмеры разрушающихся церквей. Благодаря таким вот подвижническим экспедициям сохранились точные планы и разрезы церквей уничтоженных войной. Обязательно придет время, когда решат восстанавливать, все что порушили, и смогут сделать это по тетианиным чертежам. В память об экспедициях на шкафу поселилась тяжеловесная золоченая капитель, бывшая  некогда деталью погибшего иконостаса, а на стене красовался нарядный ярославский изразец с птицей. Потолок собирала люстра, сделанная из корневища дерева отшлифованного водами реки Волги и трех  лампочек на белом проводе. В комнате всегда стоял массивный мольберт с начатой работой. Василий Александрович писал каждый день. Писал маслом по загрунтованной бумаге. Он никогда не участвовал в выставках и не продавал свои работы. Василий Александрович просто выбрал это занятие делом своей жизни и никогда  с тех пор не сидел без дела. А еще были другие общеполезные дела, возложенные, как мне кажется, им самим на себя. Кормление рыжей кошки ,а в последствии серого кота, чтение художественной литературы вслух для дочери Ани практически до ее замужества, а следом для внучки Мани, варка мужского борща. Возможно, способ варки мужского борща изобрел он сам.
Рецепт борща: все компоненты закладывались в кастрюлю одновременно практически целиком и варились несколько часов до готовности мяса. Соль в кастрюлю не клали. Была естественная сладость и очень вкусно

Продолжение

Звонок был хриплый. Свет в коридоре от лампочки где-то высоко – высоко под потолком создавал таинственный теплый колорит. Там же высоко заканчивались и книжные полки, занимающие весь и без того узкий коридор. На нижних ярусах за стеклом мерцали в полумраке фарфоровые чашечки, маленькие скульптурки и что-то что можно обобщенно назвать - всевозможные сокровища . Зачарованный мир начинался прямо здесь.А потом он равномерно распределялся по всем уголкам квартиры. На кухне тоже жили красивые чашечки и  серебряные ложечки с витыми ручками. Круглый обеденный стол накрывала клеенчатая скатерть, аккуратно подколотая кнопочками по краям.  В серебряной сахарнице всегда лежали вкуснейшие на всем белом свете шоколадные конфеты фабрики «Красный октябрь», а чай заваривали обязательно «грузинский», у него яркий аромат.
  
Чаще всего наши визиты были по случаю праздников. В праздники традиционно пекли правильные пироги с капустой, в которых мало теста и много начинки. На белоснежную скатерть в глубокой прозрачной посудине ставили винегрет, приготовленный особо живописным способом. В нем свекла не красила картошку в розовый цвет. Вино разливали по хрустальным бокалам и каждый раз специально для детей устраивали перезвон.

понедельник, 3 января 2011 г.

Детский взгляд на вещи.2

    Была одна такая удивительная квартира, жили там удивительные люди и удивительные вещи, а еще какой-то особенный вкусный запах. Меня приводили в эту квартиру еще совсем маленькой девочкой, и когда я выросла, я приходила в нее сама. Практически два десятилетия раз за разом навещала я этот затаенный мир, и он совершенно не менялся. Люди,создавшие этот мир, закончили Питерскую академию художеств. Они были на целое поколение старше моей мамы. Все не решаюсь начать описание. боюсь, деталировка  разрушит тонкий мир. А вернуться на прежнее место уже нельзя, все умерло, и давно. Квартира то осталась, и мебель, и многие вещи и мое желание туда вернуться. И даже не важно, что приходя в квартиру, я не вижу того, что каждый раз предвкушаю там увидеть. Просто когда я иду по аллее к дому и возвращаюсь оттуда, я знаю, что это оно, то зачарованное место,  которое я, должно быть, любила еще глазами моей мамы или еще раньше, когда душою бестелесной была послана обрести здесь поблизости жизнь земную.
 .